Автомобили с дизельным силовым агрегатом мощные и экономичные, по многим параметрам они на голову опережают бензиновых одноклубников. Но есть с дизелями и свои сложности, главная из которых – затрудненный запуск при минусовых температурах. Ситуацию усугубляют АЗС, которые не всегда вовремя меняют летнее горючее на зимнее. Как владельцы дизельных машин решают проблему загустевания горючего? Чем хороши депрессорные присадки и какие риски есть при их применении? Рассказываем подробно.
Каким бывает дизельное топливо?
Дизельное топливо не делится на марки, как товарный бензин, но это не значит, что оно всегда и везде одинаковое.
Во-первых, горючее отличается по цетановому числу, которое обозначает равномерность и скорость воспламенения топлива в цилиндрах. Обычно значение укладывается в промежуток от 40 до 50 единиц: чем ниже этот показатель, тем дольше топливо воспламеняется и тем менее равномерно идет вспышка. Существует ГОСТ 52709-2007, который указывает, что качественное дизельное топливо должно иметь цетановое число в пределах 48-51, а премиальное – 51-55. Дальше повышать его бессмысленно: топливо будет не полностью сгорать в цилиндрах и загрязнять выхлоп.
Во-вторых, дизель отличается по содержанию серы и делится по этому параметру на три вида: I – до 350, II – до 50, III – до 10. Сера довольно агрессивна к металлам, в большой концентрации она провоцирует коррозию. В-третьих, горючее может иметь высокую вязкость или быть дистиллятным.
И наконец, дизтопливо отличается температурой застывания, то есть сезонностью. При чем для регионов с умеренным климатом и для северных широт используются разные классификации. Для первых ключевой характеристикой является температура фильтруемости (она может быть от +5 до -20°С). Для районов с холодным климатом оценивается еще температура помутнения от -10 до -28°С и ниже.
Итак, летнее топливо обозначается буквой «Л» и подходит для применения при плюсовых температурах окружающей среды, если за окном ниже нуля, дизель густеет, а при -10°С – застывает. Межсезонное – «Е» – можно использовать до -15°С. Зимнее – «З» - включает присадки, снижающие его вязкость, и при высоком цетановом числе может сохранять свойства до -30°С градусов. Однако в реальности, зачастую фильтруемость топлива резко снижается уже при кратковременном похолодании до -20. Существует также специальный вид - арктическое топливо, которое обозначается «А». Оно рекомендовано для регионов с суровым климатом, где температуре опускается до -50.
Почему дизель плохо заводится в мороз?
Столько внимания температурному диапазону использования дизтоплива уделяется не с проста. Холод значительно влияет на работоспособность системы питания дизельного двигателя. В топливе содержатся твердые углеводороды, которым свойственно мутнеть и загустевать при приближении к минимальной температуре использования. Если становится еще холодней, кристаллы парафинов начинают соединяться друг с другом, образуя сгустки, которые перестают проходить через топливный фильтр. На последнем этапе застывания дизельное топливо становится похожим на густой гель.
Усугубляет ситуацию то, что зимнего горючего не хватает: его производится около 10% от общего объема, а арктического - менее 1%. При этом большая часть территории страны находится в климатических зонах с холодным и резко-континентальным климатом. К тому же нельзя быть полностью уверенным в качестве топлива, которое продается на автозаправках.
Особенно остро проблема стоит в межсезонье, когда перепады температур резко снижают фильтруемость топлива, а на заправках еще не начали продавать горючее с маркировкой «З». К тому же, зимнее топливо дороже, поэтому недобросовестные АЗС могут под видом морозоустойчивого горючего распродавать остатки летнего.
Зачем нужны дизельные депрессорные присадки?
Для улучшения низкотемпературных характеристик топлива существуют присадки-антигели. Их основная задача - снижение уровня температуры, при которой кристаллы парафина начнут слипаться. Достигается это за счет двух веществ: депрессора и диспергатора. Первый подавляет парафинизацию, второй - заставляет кристаллы отталкиваться друг от друга и распределяться по всему объему топлива.
Важно понимать, что ни один антигель не способен превратить летнюю солярку в зимнюю, но в качестве подстраховки в межсезонье или при заправке на сомнительной АЗС присадка действительно помогает. Ее эффективность можно определить по нескольким характеристикам:
- температуре помутнения, при которой начинается кристаллизация парафинов, топливо мутнеет, но сохраняет свои рабочие параметры;
- предельной температуре фильтруемости, когда горючее перестает прокачиваться через фильтры;
- температуре застывания, при которой дизель теряет текучесть.
Мы сравнили в лабораторных условиях эффективность антигелей нескольких популярных марок в разных ценовых сегментах и оценили, как они меняют эти ключевые характеристики толплива.
Насколько безопасно применение антигелей?
Состав депрессорных присадок адаптирован специально для дизельных двигателей, однако есть нюансы, которые отличают качественную автохимию. Например, смазывающие свойства горючего. Общеизвестно, что антигели могут их снижать. Если присадку добавить в летнее дизтопливо, это совсем не критично, поскольку оно тяжелее и смазывающие свойства у нее более выражены по сравнению с зимним. Для новых автомобилей с исправным двигателем сниженная вязкость топлива тоже опасна только в экстремальных ситуациях, а автомобили с пробегом более чувствительны к смазывающим свойствам. Качественные депрессорные присадки для дизелей содержат лубриканты. Так, Суперантигель LAVR не только препятствует застыванию, но и улучшает смазочные свойства дизтоплива, защищая дизель от преждевременного износа. Это значит, что его можно залить в бак, не опасаясь передозировки.
Часто задают вопрос о том, безопасны ли антигели для двигателей с системой Common-Rail, ведь, например, Volvo запрещает использовать в своих грузовиках депрессорные присадки. Это тоже вопрос к качеству присадок. Контрафактные составы на основе растворителей могут «протащить» через фильтры воду и навредить топливной аппаратуре. Продукция надежных российских и импортных брендов не содержит растворителей. Так, в составе Суперантигеля LAVR присутствуют только полимерный депрессор, функциональные диспергаторы и нафта.
Как правильно применять Суперантигель LAVR?
Депрессорные присадки просты в применении, достаточно соблюдать три правила:
1. Заливать в бак до начала помутнения топлива, например, если по прогнозу ожидается резкое похолодание. В идеале антигель должен иметь положительную температуру и заливаться в бак перед заправкой, чтобы струя из пистолета хорошо перемешала присадку в баке.
2. Соблюдать пропорции. У каждого производителя свои рекомендации. Более того – у одного бренда могут быть присадки с разной концентрацией действующего вещества для легковых автомобилей и грузовиков.
3. Не добавлять в бензин.
Этого достаточно, чтобы быстро, доступно и безопасно повысить низкотемпературные свойства дизельного топлива с Суперантигелем LAVR.